13/26-го августа 2009 г.
Приют Святителя Тихона Задонского
Сан Франциско, Калифорния
Бесчисленному сонму христианских святых всещедрый Господь подаёт различные дарования (ср. 1 Кор. 12:28-30). Кто-то угодил Богу строгостию жития и показал нам пример святости; кто-то проповедует и учительствует, наставляя сердца и умы верных к познанию Божественных истин; кому-то дан дар пастырства для окормления словесных овец Христова стада; а кому-то—дар святительства для созидания и устроения Церкви Божией. Вся премудро сотворяет великодаровитый Творец на спасение людей, каждому даёт дар и силы для благого труда на Своей Божественной ниве (Ин. 4:35). Но, видя сугубую верность некоторых из нас (Мф. 25:21), Господь возводит их от силы в силу (Пс. 83:8) и благословляет их труд в Своём винограднике преизобилием дарований (Мф. 20:1). Таким вот благословенным тружеником был Святитель Тихон Воронежский, Задонский чудотворец, его же и память ныне совершаем.
Говорят некие, будто Святитель страдал недугом уныния, или по-латински «депрессии». Оставим врачам ставить диагнозы, но разве больные унынием способны так трудиться на благо людей, как трудился Святитель? И разве может слепой вести слепых, или больный унынием подавать исцеления другим больным? Но именно по молитвам Святителя Тихона страждущие получают облегчение страданий и исцеление. И именно Святитель Тихон всего за несколько лет управления Воронежской епархией больше потрудился на благо Церкви, чем иные успевают сделать на протяжении длительной карьеры. Святитель был и добрым пастырем, взыскующим пропащих овец; и архиереем, видя добрые дела которого, люди прославляли Отца Небесного; и вдохновенным проповедником, чей труд в винограднике Христовом принёс обильный плод спасённых людских душ; и мудрым наставником, чьи поучения продолжают быть сокровищницей личного и церковного опыта святости.
Впрочем, может быть и дадеся Святителю некий пакостник плоти, да пакости ему деет (2 Кор. 12:7),--ведь просил же Святитель о покое по немощи и переселился из Воронежа в Задонск. Всякий, кто полагает душу свою за други своя (Ин. 15:13), отдаёт жизнь пастырскому служению, следует за Христом и непременно приносит в жертву себя самого. Так и Святителю было суждено претерпеть не только насмешки, нападки и откровенную вражду со стороны тех, кто противился истине, но и телесные и душевные немощи. Но всемилостивый Господь, совершающий силу Свою в немощи (2 Кор 12:9), дающий и преумножающий дарования (Мф. 25:29), возвысил Святителя за его смирение, как некогда возвысил апостолов и мучеников.
Святитель был воистину князем церковным; помнил он, что царство Христово есть не от мира сего (Ин. 18:36), и что Христос не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить (Мф. 20:28). Как Христос царствовал не в пышности нарядов, не в богатстве двора и не в окружении вельмож, так и Святитель княжил в кротости и смирении (Мф. 11:29). Он наставлял своих пасомых не жезлом железным, но словом, исполненным любви. Князь церковный, Святитель относился к людям Божиим не как к холопам, но сам себя делал слугой всех.
Всё своё архиерейское жалование Святитель отдавал неимущим и горевал от того, что не мог помочь всем нуждающимся. Горевал он и о грехах человеческих и печаловал о своих современниках, погибающих в духовной слепоте Века Просвещения. Беседуя однажды с неким «просвещённым» атеистом, Святитель так умело защищал истину, что умник не смог найти другого аргумента, кроме как ударить праведника по лицу. Мог бы Святитель обидеться, сославшись на своё архиерейское достоинство, было бы за что примерно наказать обидчика. Но Святитель упал перед драчуном на колени и смиренно молил его о прощении за то, что ввёл его в раздражение и гнев. В лице смиренного праведника, в гласе хлада тонка (3 Цар. 19:12) перед атеистом на коленях предстал Сам Христос, кроткий и смиренный, почиваюший во святых Своих. Какими умозаключениями можно спорить с открывшийся истиной и какими аргументами отрицать очевидную реальность? Оставив бесплодные мирские мудрования, бывший атеист принёс благодатный плод покаяния.
Если так заботился Святитель о своей пастве, если молитвами его даже заблудшие враги веры находили путь, и истину, и жизнь (Ин. 14:6), то как же нам не припадать ко Святителю со всяким усердием? Как же нам не просить его, нашего печальника, о скорой помощи и молитвенном заступничестве перед Господом?
"Предивный угодниче Божий, Святителю Христов, отче Тихоне! Твоею праведностию мы приобщаемся правде, и твоею святостию мы освящаемся. Твоею кротостию ты укрощаешь гневливых, и твоим смирением ты смиряешь горделивых. Возлюбивый Господа всем сердцем своим, и любовию согреваяй прибегающих к тебе. Молим тя, пастырю добрый, приведи и нас, блуждающих, к злачным пажитям и водам тихим, идеже присещает свет лица Божия. Настави нас на стези правды словом, данным тебе от Господа, и назидай нас в голубиной простоте Божественной мудрости. Усердный печальник о нас пред престолом Владычним, рыдающий о гресех наших, якоже некогда возрыдал Христос о гресех Святаго Града, и молящий об обидящих тя, якоже некогда молил Христос о распинавших Его, моли благосерднаго Владыку, от Него же научивыйся кротости и смирению, да помилует и спасет всех чтущих твою память верных, и заблудших, и самих врагов истины да вразумит и наставит на путь спасения. Да согласно вси воспеваем прославльшаго тя Господа, дивнаго во святых Своих, и Ему славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь."